Бунт консерваторов. Российские производители плодоовощных консервов начинают борьбу за потребителя с иностранцами

Рынок плодоовощных консервов растет год от года – закатывать банки на даче находится все меньше охотников. Однако отечественных помидоров, огурцов и прочей соленой и маринованной снеди, у которой в нашей стране немало тонких ценителей, на полках магазинов сравнительно мало. Российские компании полны решимости изменить ситуацию в свою пользу и, как полагают эксперты, имеют для этого неплохие шансы.

По результатам последних исследований, которые провело агентство DISCOVERY Research Group, в конце 2004 года емкость нашего рынка плодоовощных консервов составляла примерно 1,2 млрд. долларов. Через год она выросла сразу на треть, достигнув 1,6 млрд. В натуральном выражении этот рынок тоже вырос на 20%. Однако все «сливки» достались иностранным, прежде всего французским и венгерским компаниям, на которые приходится около 70% «консервных» продаж.

Как рассказала «Новым Известиям» аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мельчакова, до недавнего времени наши производители просто не могли конкурировать с иностранцами – сельское хозяйство без господдержки умирало, так что консервировать было зачастую попросту нечего. По словам специалиста, пока в середине 1990-х годов отечественный рынок находился в стагнации, а российское производство лежало на боку, предприимчивые иностранцы успели закрепить за собой чуть ли не все рыночные ниши, так что теперь пробиваться в них стало гораздо сложнее. Но шанс все же есть.

«Однако с 2001 года госинвестиции в эту отрасль увеличились в три раза, и это позволяет надеяться на возрождение отечественной консервной промышленности, – рассказывает г-жа Мельчакова. –Как показывает практика, наши производители могут довольно успешно конкурировать с западными гигантами, во-первых, за счет более низкой цены, а во-вторых, благодаря укреплению рубля, которое не на руку иностранным экспортерам. Да и качество нашей продукции на достаточно высоком уровне».

Тем не менее лучшее, на что могут рассчитывать российские производители, это каждый четвертый отечественный консервированный овощ на нашем рынке. Возможно, к 2010 году эта доля увеличится вдвое. Основными конкурентами на этом пути, по мнению экспертов, в первую очередь являются производители из стран СНГ, прежде всего из Украины, которая традиционно обеспечивает популярность своим товарам за счет низкой цены. Не дремлют и крупнейшие западные предприятия вроде Bonduelle, Green Giant и Golden Pheasant, которые ежегодно увеличивают свой оборот на 20–30%. Не так давно об их существовании в России никто и не знал, но пока наши «консерваторы» спали, эти бренды стали популярными. Несомненного российского лидера производства не берутся назвать даже эксперты. Слишком уж много отечественных компаний занимается плодоовощными консервами, но своего, не похожего на другие бренда, за которым и отличное качество, и привлекательная цена, и популярность, создать так и не смогли.//ЕКАТЕРИНА НАДРОВА

Новые Известия